Вопрос целесообразности наличия автомобиля в собственности уже давно не получает однозначного положительного ответа, так как современное положение дел на топливном рынке ничего кроме возмущения не вызывает.
Стоимость литра бензина в среднем по России стремительно приближается к 50-ти рублёвому порогу, и этому не могут помешать ни пикеты автолюбителей, ни массовые народные порицания, ни официальные комментарии различных автоконцернов.
К сожалению, политические вопросы и проблемы самым непосредственным образом сказываются на обычных гражданах. Подобные проблемы всё чаще стали приводить к тому, что многие автовладельцы стали серьёзно задумываться о смене бензина/дизеля на газ, где более стабильный рынок и цены, которые даже по современным меркам считаются достаточно низкими.
И именно о данном переходе на газовое оборудование и пойдёт речь в настоящей статье. Действительно ли ГБО имеет такую окупаемость? В чём плюсы и минусы данного оборудования? Какая разница между выбором метана или пропана? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы ниже.
Что такое ГБО
«ГБО» - это аббревиатура от термина «газобаллонное оборудование», которое устанавливается штатно в процессе сборки заводом изготовителем (что достаточно редкое явление) или приобретается и интегрируется отдельно владельцем транспортного средства.
Данное оборудование может быть в двух вариациях: 1-ая и наиболее распространённая – это пропановая система, на основе смеси пропана и бутана, 2-ая – это метановые газовые системы.
Принцип действия ГБО также подразделяется на два вида, а именно:
- «Традиционный» - большей частью специализируется на карбюраторных автомобилях, используя принцип карбюрации, то есть весь поступающий через смеситель воздух в двигатель засасывает и определённое количество газа, а подача регулируется за счёт дроссельной заслонки (вместе с воздухом), степень открытия которой зависит от степени нажатия педали газа водителем.
- «Инжекторный» - принцип понятен многим из самого названия. Весь необходимый газ поступает через форсунки, управляемые электроникой ГБО, что делает его более незаметным для остальной системы автомобиля, во многом, вводя блок управления в заблуждение относительно выбранного топлива.
Основной принцип функционирования максимально понятен всем владельцам автомобилей.
Один из ключевых первоначальных вопросов – это какой вид газа выбрать, пропан или метан.
Вопрос выбора всегда индивидуален, этот случай не исключение. Но на основе существующих тенденций принято отдавать предпочтения «пропану» и вот почему:
- Средняя стоимость оборудования на порядок дешевле, нежели на метане;
- Значительное превосходство в количестве АГЗС, что в крупных городах, что в регионах;
- Более компактная система ГБО;
- Более компактная система ГБО;
- Меньшая потеря мощности;
- Возможность применения на ГБО 5-го и 6-го поколения.
Достаточно значительное превосходство более взрывоопасного вида газа, над метаном, и, пожалуй, именно большая степень опасности является основным преимуществом уже в обратную сторону.
Соответственно, выбор придётся сделать каждому самостоятельно. Выбрать более дешёвый и практичный газ, или более безопасный, но дорогой и малораспространённый.
Кроме того, раз уже было анонсировано такое понятие, как «поколение ГБО», то следует коснуться и этой классификации.
Поколения ГБО
Стоит отметить, что рассматриваемое понятие достаточно условно, так как большинство компаний вольны трактовать принадлежность своих разработок по своему усмотрению.
Принадлежность к тому или иному «поколению» указывает лишь на то, подойдёт ли выбранная система к вашему автомобилю или нет.
Например, представителей 4-го поколения обычно устанавливают на инжекторные двигатели, а для автомобилей с системой впрыска принято использовать 5-ое и 6-ое поколение ГБО. Для карбюраторных выбор невелик – 2-ое поколение.
Вдаваться в подробности функционирования ГБО в каждом поколение было бы нецелесообразно, так как данная специализированная информация больше подойдёт для отдельной статьи.
Единственное, чего стоит коснуться – это имеющихся преимуществ шестого поколения перед своими предшественниками.
Заключается оно в том, что это газобаллонное оборудование для своей работы не требуется дополнительного обогрева, так как в отсутствие редуктора, топливо подаётся в систему впрыска из топливного насоса, который расположен непосредственно в баллоне.
Стоит ли переходить на газ
Итак, основным движущим моментом в переходе на ГБО (газобаллонное оборудование) является финансовая выгода, так как средняя стоимость литра практически вполовину меньше, нежели стоимость литра бензина или дизельного топлива.
Дабы подкрепить фактами данное утверждение, следует обратиться к статистическим порталам и сравнить стоимость одного литра топлива по Москве за последние полных два месяца.
Москва |
С 01 по 14 января 2019 |
|
92 |
92+ |
95 |
95+ |
98 |
ДТ |
ДТ+ |
ГАЗ |
Минимальная |
40,30 |
42,74 |
43,40 |
44,95 |
48,00 |
43,90 |
46,60 |
24,55 |
С 15 по 31 января 2019 |
Минимальная |
39,90 |
41,99 |
42,90 |
44,40 |
47,80 |
42,80 |
47,00 |
23,95 |
Средняя |
42,54 |
42,87 |
45,88 |
47,29 |
51,13 |
46,53 |
47,57 |
24,81 |
Максимальная |
43,17 |
43,17 |
47,14 |
49,29 |
51,99 |
48,99 |
49,49 |
25,25 |
|
С 01 по 14 февраля |
Минимальная |
39,90 |
41,99 |
42,90 |
44,40 |
47,80 |
42,80 |
46,80 |
23,20 |
Средняя |
42,23 |
42,23 |
45,88 |
47,22 |
51,13 |
46,64 |
47,81 |
24,35 |
Максимальная |
43,17 |
43,17 |
47,14 |
49,29 |
52,18 |
48,99 |
50,49 |
24,80 |
С 15 по 28 февраля 2019 |
Минимальная |
38,40 |
40,99 |
41,90 |
42,90 |
47,80 |
41,80 |
47,19 |
22,70 |
Средняя |
42,09 |
42,97 |
45,82 |
47,12 |
51,26 |
46,66 |
47,98 |
23,67 |
Максимальная |
43,17 |
43,17 |
47,14 |
48,99 |
52,18 |
48,99 |
49,99 |
25,14 |
Данные собраны с информационных источников, которые занимаются сбором сведений с официальных сайтов топливных компаний. Представленные данные могут незначительно отличаться от действительных цен на указанный временной период.
Достаточно одного взгляда на приведённые в таблицы цифры, чтобы убедиться на сколько газовый рынок стабильнее бензинового. Например, за два месяца (январь-февраль) стоимость одного литра сжиженного газа максимально составляла 25.95 рублей, а минимально 22,70 рубля, то есть максимальный скачок 3.25 рубля.
Применяя эти же условия к 95 бензину максимальный скачок равен – 5,24 рубля, что более чем на 60% превышает показатели по газу.
Именно это обстоятельство во многом даже вынуждает автовладельцев отдавать предпочтение ГБО, за что их просто невозможно упрекнуть.
Окупаемость
«Голые цифры» действительно демонстрирует большую рентабельность ГБО, но на практике не всё так очевидно.
Необходимо понимать, что фактическая окупаемость данного проекта зависит от множества индивидуальных показателей, например, это «аппетиты» автомобиля в разрезе на 100 км, наличие АГСЗ по месту постоянного маршрута, стоимость выбранного оборудования и многое другое.
Окупаемость в данном вопросе – это долгосрочная перспектива, так как в среднем, что подмечено на многочисленных отзывах автолюбителей, 1 километр на ГБО дешевле практически на рубль.
Но стоит учитывать, что расход газа на 100 километров в среднем на 15-20 процентов выше, нежели аналогичный показатель в бензине и дизеле. Поэтому и разница в стоимости 1-го литра топлива уже несколько меньше, но всё ещё крайне существенна.
Предположим ситуацию, поездка на 7000 километров на автомобиле, который в среднем потребляет 10 литров на 100 километров на 95 бензине. Получаются следующие расчёты – 7000/10*48,82 (средняя стоимость 1 литра по Москве на конец февраля 2019г)= 34.174 рубля.
Те же условия только с газом – 7000/11,5(увеличение расхода на 15%)*23,67 = 19.054 рубля. То есть общая разница составляет 15.120 рублей или чуть менее 44%.
Опять же – это всё грубые подсчёты, так как в рамках отдельной статьи невозможно однозначно выделить процент окупаемости, и учесть все индивидуальные нюансы.
Кроме того, в расчётах не были учтены первоначальные расходы на покупку и установку самой системы ГБО, что необходимо исправить.
Стоимость установки ГБО
Фактическая общая стоимость всей задумки будет зависеть как от самого автомобиля (количество цилиндров), так и от выбираемой компании (продавца), которая займётся и последующей установкой, и выдачей необходимой подтверждающей документации.
Например, достаточно известная на данном рынке компания «Гарант-Газ» за установку оборудования 4-го поколения на 5-6 цилиндровый двигатель предлагает ценник от 55.000 рублей за полный комплект, за 8-мь цилиндров – от 73.000 рублей, за 10-ть – от 84.000 рублей, за 12-ть – от 97.000 рублей.
Стоимость эта без учёта дополнительных опций, например, за оформление пакета документов для регистрации в ГИБДД потребуется расстаться ещё с 5000 рублей.
Подобная ценовая политики отражает примерное положение дел на рассматриваемом рынке.
Много ли это или мало, с учётом долгосрочной перспективы, решать уже Вам.
Минусы
Все плюсы перехода на ГБО максимально понятны, и они действительно значительные, но и отрицательных сторон предостаточно.
Первый и самый главный минус – это количество АГЗС и их состояние.
Как указывает «2gis» по Москве насчитывается всего 160 заправочных станций с предложением исключительно по пропану и метану, но как отмечают автолюбители больше половины из них не функционируют. К сравнению обычных АЗС по Москве 943 точки, что больше более чем в 5 раз.
Кроме того, достаточно посетить лишь несколько АГЗС, чтобы сравнить на сколько различается в худшею сторону (по большей части) предлагаемый ими сервис, не говоря уже о региональных компаниях.
Поэтому, перед тем, как переходить к ГБО рекомендуется потратить некоторое время на составление карты нужных вам действующих заправочных станций, которые находятся по пути вашего каждодневного маршрута, так как лишний крюк на окраину города ничего кроме дополнительных расходов не принесёт.
Второй не менее важный минус, но не всегда интересующий автовладельцев – это потеря гарантии, что приводит к дальнейшим финансовым затратам при обращении в сервис, так как можно утверждать, что в бесплатном обслуживании будет отказано. Установка ГБО – это достаточно серьёзное вмешательство в первоначальную конструкцию автомобиля, что аннулирует гарантийные обязательства производителя/дилера перед покупателем. Можно обратиться в суд с соответствующими подтверждающими документами от компании-установщика, но судебная волокита лишь затянет неизбежное.
Третий минус, хоть и не совсем явный – это громоздкость оборудования, что гарантировано приведёт к потере полезного объёма вашего багажного отделения.
Но, справедливости ради, стоит отметить, что возможная выгода слихвой перекрывает данные минусы.
Заключение
В качестве заключения следует привести небольшую таблицу с отзывами от реальных автовладельцев, которые уже успели оценить (положительно или отрицательно) систему ГБО.
Возможно это и станет решающим фактором выбора между «За» и «Против».
Положительные |
Отрицательные* |
Владимир
Работаю в такси на своей машине Цель установки ГБО на пропан была чисто экономическая. В марте прошлого года установил у ребят газовое оборудование BRC. Не сомневался в результате, поэтому установка ГБО окупилась в течение 3-х месяцев. Правда, цены на газ взлетели с марта в полтора раза. Но все равно экономика вопроса хорошая. Прошел на газу уже 60 тыс. км. С двигателем все нормально, а разницы в тяговитости движка на газу или на бензине нет. Рекомендую делать вовремя основное ТО на машину в целом и на ГБО. Менять на каждом ТО по газу и родные свечи. Штатные, никакие не “газовые”. Следить за состоянием катушек зажигания.В общем, следить за системой зажигания и все делать вовремя. И будет бегать ваша машинка долго и счастливо! |
Роман
Установили мне Lovatosmart, машина на газу вообще не тянет, расход газа 18 литров по городу, хотя бензина 12 литров, а через полгода появился постоянный запах газа в салоне, ездил к установщику гбо он не смог найти откуда запах. Пришлось снять это "недоразуменнее". Поставили гбоPoletron со скоростными форсунками и машина поехала как на бензине, расход 14 литров газа |
Валерий
Добрый день, у меня всегда были машины на пропане, тут решил поставить метан на новую машину, очень доволен экономией полного баллона, 16 кубов хватает по городу на 200 км. По трассе засекал, 296 км проехал, это на 200 рублей! Дешевле не бывает! Установили качественно, проблем нет! Я доволен, при необходимости ребята могут снять и переставить на другое авто. |
Аноним
40000т. км. пробега-3 раза прогорала прокладка ГБЦ. Сервисмены Lovato утверждают, что дело не в их "обордовании", но три автосервиса утверждают обратное... не ведитесь. |
Александр
В январе 2019 года установил газовое оборудование на Рено Логан, работой бригады доволен, претензий не имею. Машина работает замечательно. |
Аноним
Год назад установил ГБО Lovato на pajerosport, после зимы потек газ из штуцера, соединения трубопровода баллона, с датчиком. Пепец просто, попытка подкрутить штуцер покрепче, привела к большей утечки газа из штуцера. Дефектные штуцера у Lovato. Не могли надёжнее сделать, что бы не протекали сами по себе. Так и подорваться не долго, так как датчик расположен поблизости от выхлопной |
Сергей
В Мае 2018 г. заменил старое газовое оборудование (Томасетто и блок управление Ловато) на новое - BRC Segcvend32 и оранжевые форсунки (быстрые), Genius 1500MB до 140W, плюс вариатор. Все установили и отрегулировали - замечаний к работе нет. Работает оборудование хорошо. Уже проехал 12000км. В Январе 2019 г. прошел 1 ТО - заменили фильтр, подтянули все зажимы на врезках и провели проверку настройки Управляющего блока - замечаний нет |
Владимир
С последней стоимостью газа 24р. литр установка гбо и его эксплуатация стает нерентабельной! Зимой литр газа стоил 19-20р. сейчас спустя 6 месяцев 24р. с таким ростом газ скоро бензин в цене догонит!!!! Не знаю км в остальных регионах, данный отзыв написан по иркутской обл. г. |
* Принимая во внимание отрицательные отзывы, учитывайте, что их авторы обычные люди, и эти мнения основаны на личном опыте сотрудничества с определёнными компаниями, а также на имеющихся юридических познаниях. Например, последний отзыв свидетельствует о том, что гражданин не знаком с действующим законодательством относительно максимальной цены газа.