Какие бывают трансмиссии в автомобиле?
Сегодняшний наш обзор будет посвящен необычным решениям в области инженерии трансмиссий.
Итак: десятка самых необычных механизмов переключения передач в автомобиле.
Одноступенчатая трансмиссия.
Позволим себе перефразировать уважаемого драматурга – Антона Павловича Чехова и выразимся так: «простота – сестра таланта». Идеальная сфера для применения таких трансмиссий – электромобили.
Двухступенчатая коробка.
Итак, последуем заданной мысли об электромобилях и отметим, справедливости ради, что и в применении к гоночным машинам простота не помеха. Популярная в свое время гоночная коробка «Brinn» работала всего на двух передачах: первая выполняла роль движущего элемента, вторая служила прямой передачей без редуктора. Стоит ли уточнять, что гоночный автомобиль становился резвее благодаря сниженному весу простой «двухступки», ведь масса агрегата составляла каких-то 22,5 килограмма.
Цепная трансмиссия.
Удивительный факт для автолюбителя нашего столетия, но цепи наподобие велосипедных, применялись и в КПП автомобиля. Переключение на «цепном» агрегате происходило как в обычной МКПП, но инновация была блестящим решением, поскольку механизм отличался низким весом, не терял энергию и его модификации являлись универсальными для всех гоночных условий. Машины, укомплектованные таким вариантом коробки передач были весьма быстрыми.
Autostick от Volkswagen». Гибрид МКПП и АКПП.
В 1968 году Западногерманский концерн Volkswagen анонсировал миру невероятно интересное решение с названием – «Autostick». Вакуумное сцепление контролировалось 3-ступенчатым «автоматом», дополненным понижающим рядом и гидротрансформатором. Сцепление срабатывало автоматически, как только водитель выжимал рычаг. Автопроизводитель Porsche для своих легендарных 911 также применял эту инновацию, но в своем случае механизм носил название «Sportomatic».
Lenco - хулиган мира трансмиссий».
В основе КПП – мультисистема, управляемых вручную, планетарных редукторов, с каждым из которых связан свой отдельный рычаг. Вряд ли какая система справится с задачей лучше этой, в машине, предназначенной для участия в драгстрип-рейсинге и «запряженной табуном лошадей» под капотом.
Eaton Fuller Super 10». Игра в «пятнашки».
Как еще назвать КПП, в которой перемещение рычага необходимо выполнять «через раз»? В самом деле – ничего сложного. Щелчок переключателем и движение рычага, затем следующий щелчок, но рычаг оставляется на месте. Здесь в одной связке смонтированы две передачи – первая и вторая. Впрочем, существует вариант «Straight Ten», где совмещены первая и шестая передачи. Разобрались? Переходим к следующему номинанту.
DAF Variomatic» – мейнстрим-вариатор.
Вполне вероятно, что вам не по нраву такой вид КПП. Во всем «виновен», дебютант мира коробок передач, взошедший на арену автопрома в середине ХХ столетия. Этот механизм использовал ремни для поддержания оптимального диапазона мощности силового агрегата. Это инженерное решение стало вдохновителем разработки трансмиссии на скутерах. Даже если припоминается печальная история Williams FW15C, и вы не признаете вариаторы, то вряд ли станете отрицать новаторский характер и удивительную притягательность оригинального «Variomatic».
Преселективная трансмиссия или Праотцы–тридцатники».
Совершенно верно, говоря «тридцатники», подразумевается, что эти коробки переключения скоростей были распространенным явлением в 30-х годах двадцатого века. Их устанавливали повсеместно: от лакшери «Cord» до миниатюрных «Gogomobil», также они были и в болидах «Auto Union». Смена передачи происходила путем предварительного выбора на механизме переключения и последующего выжима педали сцепления.
Suzuki. Четырнадцать! Кто больше?»
Четырнадцатиступенчатая коробка переключения передач от японского автоконцерна стала решением вопроса: «как быть, если у тебя 50-кубовый мотоцикл с утонченным ресурсом мощности»? Конечно же, если оставаться точным, то нужно отметить – использовать пришлось не просто «много» передач, цифра, которую мы видим – 14. Именно это количество переключений и предусмотрели инженеры Suzuki для своего RK67 1967 года выпуска. Двухцилиндровый двигатель байка с гидравлическим охлаждением и 17,5 л.с. мог работать на пиковой отметке – невероятных 17 300 об/мин.
Big Boom». Центробежная муфта.
То, что находится внутри драгстера категории Top Fuel, работающего на смеси нитрометана для реализации 10 000 лошадиных сил это уже нельзя назвать трансмиссией, хотя в обзоре мы и рассматриваем класс оборудования для переключения скоростного режима ТС. Интересно, во что превращается автоматически настроенное (сухое пятидисковое) сцепление после заезда на четверть мили?
Пит-стоп
Обзор удивительных представителей инженерной мысли подошел к завершению, все передачи были переключены и читатель мог насладиться представлением о нестандартных механизмах КПП. Но на этом разработки не закончились, и профессионалы трудятся над усовершенствованием узлов и агрегатов автомобиля.