Езда без страховки: сроки, правовые основания и обязанности
Процессуальная сложность обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), всегда вызывало определённый интерес у автомобилистов и актуальность данного процесса не спадает до сих пор, а с учётом законодательных изменений 2009 года интерес только многократно возрос.
Среди огромного количества различных спорных моментов, связанных с данной процедурой, наибольшей популярностью пользуется один вопрос: «Можно ли ездить без ОСАГО».
В большинстве случаев, подобный интерес мотивируется вполне обоснованным и законным желанием –приобретение автомобиля, а остальной процент остаётся на нежелание осуществлять дополнительные денежные траты. Но что делать, если планируемое к покупке или уже приобретённое транспортное средство не застраховано? Можно ли на нём передвигаться? Законно ли это? Как видно, один вопрос создаёт множество, и именно на них вы найдёте ответы в настоящей статье.
Не стоит удивляться, но некоторые автолюбители, несмотря на то, что с анонсированных изменений в законодательстве прошло почти 10 лет, продолжают искать лазейки, которые бы обеспечили отсутствие необходимости оформлять полис ОСАГО. Сразу стоит отметить, что данных лазеек попросту нет.
Приобретая полис ОСАГО, вы застраховываете не своё транспортное средство (фактическое имущество), а свою ответственность перед другими участниками дорожного движения. Грубо говоря, полис гарантирует, что в случае если будет совершено дорожно-транспортное происшествие, виновником которого станет владелец полиса, пострадавший получит от страховой компании компенсацию на восстановление своего транспортного средства, при этом фактический вред авто виновника возмещению не подлежит. То есть, полис ОСАГО – это двухсторонняя финансовая защита, которая позволяет максимальным образом сократить убытки, за счёт частичной денежной компенсации.
А в следствие того, что ДТП может произойти в любой момент времени, напрашивается один логический вывод – осуществлять движение транспортным средством, непосредственно управляя им без действующего полиса ОСАГО – ЗАПРЕЩЕНО! Если у вас остались сомнения, то в подтверждение данного утверждения следует привести положения статьи 12.37 Кодекса об Административном Правонарушение РФ:
- Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями - влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
- Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, - влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
Но, как и во многих других нормативно-правовых актах, в данном вопросе имеется ряд исключений, о которых и пойдёт речь далее.
Исключения
Но перед тем как рассмотреть законное основание, позволяющее осуществлять езду без страховки, необходимо коснуться несколько распространённых среди автолюбителей мифов/заблуждений:
- «Доверенность не требует страховки».
Наличие законно оформленной доверенности не отменяет обязанности включения водителя в установленный разрешающий список в страховом полисе, а тем более его фактические наличие.
- «Штрафы выписываются только за длительную просрочку».
Сотрудник правоохранительных органов вправе выписать вам штраф, начиная со следующего дня окончания срока действия полиса. Например, вы 08.09.2018 приобрели полис ОСАГО на один год с 11.09.2018, но действителен он будет только до 10.11.2019 23:59:59, а не до 11.09.2019. Даже если вы будете утверждать, что направляетесь в страховую компанию за продлением полиса, штрафа не избежать. Поэтому продлить страховку следует заблаговременно, учитывая, что новая начнёт действовать не ранее, чем через 3-ое суток с даты оформления.
- «Поддельный полис сложно идентифицировать».
Проверить законность приобретённого полиса можно буквально за несколько минут, поэтому практика «копеечных покупок» поддельных документов ни к чему хорошему не приведёт, а лишь может создать условия для возникновения уголовной ответственности. Практически каждый экипаж уполномоченных на проверку документов сотрудников ГИБДД оснащается специализированным программным обеспечением.
Спорные утверждения были рассмотрены и опровергнуты, и самое время перейти к ранее анонсированному законному основанию.
Согласно действующему законодательству, а именно Федеральному Закону от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 18.12.2018) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", предусмотрена только одна причина, заключающееся в следующем:
Статья 4 часть 2: При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.
Как видно из данной выдержки, только возникновение права владения ТС является законным основанием, которое предполагает в течение 10 дней и не более, управлять приобретённым или полученным авто без действующего полиса обязательного страхования автогражданской ответственности.
Но следует понимать, что наличие данного права создаёт определённые обязанности для будущего зарегистрированного владельца авто:
- Если авто приобреталось, то с собой необходимо постоянно иметь весь пакет договора купли-продажи;
- Если транспортное средство было получено в результате законного вступления в наследство, то требуется свидетельство о вступление в наследство, заверенное и полученное должным образом;
- Если транспортное средство было передано иным путём (варианты указаны в выдержке выше), то необходимо наличие соответствующих документов, подтверждающих законность владения и право управления.
Регламентируемый срок в количестве 10 календарных дней предусмотрен с одной целью – это предоставить время владельцу на прохождение технического осмотра и получения диагностирующей карты, для последующего обращения за государственной регистрацией.
Поэтому, отвечая на вопросы анонсированные в начале статьи. Управлять транспортным средством без ОСАГО можно только в случае перехода прав владения или пользования, и только сроком не более 10 календарных дней.
Заключение
А в заключение стоит сказать, что не следует пытаться уклониться от рассмотренных обязанностей, так как своевременная и законная покупка страхового полиса гарантирует вам не только финансовую защиту, что при определённых обстоятельствах может сыграть ключевую роль, но и в какой-то степени обеспечивает защиту для всех остальных участников дорожно-транспортного движения.