Соблюдение правил по обеспечению безопасности дорожного движения – это обязанность каждого человека, независимо от того имеется ли у него автомобиль или нет.
Уже не одно десятилетие государственные структуры и в лице правоохранительных органов (ГИБДД), и в лице Министерства транспорта РФ своими реформами пытаются максимальным образом обезопасить порядок осуществления движения на транспортном средстве, ужесточая условия по контролю соблюдения существующих правил, а также вводя различные мониторинговые и отслеживающие системы.
В первую очередь данные меры распространяются на организации, предоставляющие услуги грузовых и/или пассажирских перевозок, где контроль за соблюдением водителем правил дорожного движение и технической исправностью транспортного средства основа всей деятельности организации.
До недавнего времени удалённый мониторинговый контроль возлагался на американскую систему «GPS», которая «поглотила» большую часть Земного шара (если не весь), в том числе и территорию Российской Федерации. Относительно недавно (по современным меркам) в России успешно была развёрнута система спутниковой навигации и мониторинга ГЛОНАСС, о которой и пойдёт речь в настоящей статье.
Особенности системы
Итак, для начала необходимо коснуться самого вопроса необходимости подобного мониторинга (контроля) деятельности водителя и поведения/состояния транспортного средства.
Если максимальным образом скомпоновать список преимуществ от наличия данной системы, то следует выделить пять основных причин задуматься над приобретением ГЛОНАСС, а именно:
- Постоянный контроль с помощью интегрируемого трекера за скоростным режимом автомобиля;
- Постоянное отслеживание местоположения транспортного средства;
- Мониторинг соблюдения режима работы и времени простоя;
- Наличие постоянной связи с водителем транспортного средства;
- Интегрирование тревожной кнопки, при срабатывании которой оператор удалённого мониторинга сразу получает всю самую необходимую информацию.
Особо выделяется именно пятый пункт, так как наличие тревожной кнопки может спасти десятки тысяч жизней, а также сберечь перевозимый транспортными компаниями грузы.
Из всего вышеизложенного напрашивается вывод, что система удалённого мониторинга обеспечивается двухстороннюю защиту: 1-ое – это защита водителя и пассажиров, 2-ое – это защита финансового характера.
Как уже было сказано выше, GPS и ГЛОНАСС в первую очередь имеют прямое отношение к бизнесу, что уже давно фиксируется на практике.
Например, большинство руководителей бизнеса в сфере перевозок отмечают, что удалённый контроль существенным образом снижает имеющиеся финансовые риски, за счёт снижения потребления топлива (ведь маршрут строго регламентирован, кроме то оператор видит показания уровня замера топлива), снижение затрат на техническое содержание автопарка, а также повышение уровня дисциплины у водителей, знающих, что за несанкционированное нарушение маршрута их ожидают последствия.
Принцип работы
Стоит отметить, что система ГЛОНАСС имеют достаточно давнюю историю развития, так как первоначально проект был запущен в начале 1980-ых годов, как система мониторинга для военных нужд, и только после несколько десятков лет стала полноценным коммерческим проектом.
Как и GPS, работа ГЛОНАСС обеспечивается за счёт трёхсторонней связки – Спутник, выведенный на орбиту > Система управления > Клиентское устройство в транспортном средстве.
Несмотря на свою относительную молодость, бесперебойность работы ГЛОНАСС гарантирует 24 спутника (как и у GPS), но, как отмечают разработчики и многие специалисты, в ряде случаев достаточно получить доступ хотя бы к 4 спутникам. Суть их работы достаточно проста. Спутник передаёт на управленческое устройство свое местоположение с точным временем, приёмник сравнивает полученную информацию со временем отправки, после чего передаёт распознанное местоположение на основе четырёх координат (ширина/долгота/высота/время) уже непосредственно на клиентское устройство.
Подобный обмен информации происходит постоянно и одновременно между четырьмя (минимум) спутниками.
Будет не лишним отметить, что любая подобная система имеет ряд отрицательных сторон, наличие которых характеризуется геометрическим расположением спутников между собой. Корректность передаваемого сигнала зависит от множества внешних факторов, например, погода (дождь, снег и т.п.), наличие высотных зданий на пути передачи сигнала и многое другое. Это всё может привести к существенным отклонениям/погрешностям в определение точного месторасположения. Обычно такая погрешность исчисляется лишь несколькими метрами, но при определённых негативных обстоятельствах ошибочно координат может достигать сотни метров.
В этом плане более стабильную работу демонстрирует система «GPS». Но не стоит поэтому критично относится к отечественной разработке, так как «возрастная разница» между GPS и ГЛОНАСС всё-таки крайне существенная.
Если обратить внимание на следующую таблицу, то можно наглядно убедиться, что у российской системы мониторинга имеются солидные шансы полностью вытеснить «американского конкурента» с пользовательского рынка.
|
GPS |
ГЛОНАСС |
Покрытие |
Практически 100% Земного шара |
100% территории РФ и более 60% Земного шара |
Количество спутников |
24 |
24 |
Количество спутников в рамках одной плоскости |
6 |
8 |
Количество орбит |
4 |
3 |
Погрешность (средняя) |
2-4 метра |
3-6 метров |
Определённо есть куда расти и что развивать, особенно с таким конкурентом впереди.
ЭРА-ГЛОНАСС
В целом, водитель к управлению мониторингом системы ГЛОНАСС отношение не имеет, так как сам является подконтрольным объектом. Перед ним нет никаких мониторов, кнопок управления и т.п.
Но как уже было сказано ранее, в рассматриваемую систему мониторинга входит и кнопка экстренного вызова службы спасения в случае аварийной обстановки и угрозы жизни людей.
И именно к этому функционалу системы водитель имеет самое прямое отношение.
Начиная с 2019 года планируется, что каждый выпускаемый на территории стран Таможенного союза автомобиль будет оснащаться тревожной кнопкой ЭРА-ГЛОНАСС, она же «российская государственная система экстренного реагирования при авариях».
Работает данная система оповещения следующим образом:
- В целевой автомобиль встраивается определённый усиленный модуль, который представляет собой аналог обычного сотового телефона, имеющий сим-карту, микрофон, антенну, датчик и прочее;
- Встроенная антенна постоянно осуществляет приём сигнала. Стоит отметить, что сигнал стабилен даже в самых удалённых уголках России;
- Встроенный модуль с сим-картой осуществляет автоматический дозвон службы спасения, илиможно вручную инициировать звонок, нажав на соответствующую красную кнопку «SOS»;
- Встроенные датчики, если они продолжают функционировать после аварии (краштесты показали отличную выносливость модуля) позволяют осуществлять разговор с диспетчером службы спасения;
- 3G модуль в автоматическом режиме передаёт сведения спасателем, в случае если водитель и/или другие пострадавшие лица самостоятельно не могут сообщить диспетчеру нужную информацию;
- Навигатор определяет местоположение транспортного средства, что вместе с полученной информацией позволяет максимально быстро службе спасения все необходимые мероприятия.
Как утверждают официальные источники на сегодняшний день (середина февраля 2019 года):
- В системе зарегистрировано более 3.290.000 автомобилей;
- Принято более 2.530.000 вызовов;
- Среднее время передачи информации службе спасения составляет 19 секунд.
Красноречивые показатели, демонстрирующие, что система «ЭРА-ГЛОНАСС» справляется со своей задачей полностью.
По утверждениям той же государственной автоматизированной информационной системы лишь порядка 30.000 вызовов были признаны обоснованными.
Безусловно, с одной стороны это хорошо, так как фактически сокращено количество жертв, а с другой стороны этот факт демонстрирует, что автовладельцы и компании ещё не подстроились под функционал, который нужны использовать обдуманно.
Заключение
В заключение стоит отметить, что система мониторинга ГЛОНАСС - это крайне нужное нововведение, которое действительно направлено на спасение человеческих жизней, что уже осуществляется круглосуточно.
Проект гарантированно получит дальнейшее развитие, и по заверениям многих специалистов может выйти на мировой уровень, обойдя множество зарубежных аналогов.