Наличие транспортного средства в настоящее время переросло из элемента роскоши, в необходимость, без которой поддерживать ритм современной жизнедеятельности для многих было бы крайне затруднительно.
Но владение транспортным средством (далее ТС), относящимся к категории предметов повышенной опасности, накладывает определённые обязательства на собственника и лиц, использующих ТС.
Подобные обязательства носят различный характер, но их объединяет одно – это направленность на обеспечение безопасного дорожного движения, как на проезжей части, так и в не её пределов.
К большому сожалению, некоторые обязанности игнорируется, как, например, соблюдение правил дорожного движения или покупки страхового полиса.
Рассуждения о том, почему они нарушаются и что движет в это время гражданами, ни к чему бы не привело, а вот помочь разобраться в сложных юридических перипетиях и есть основная задача данного ресурса. Чем в рамках настоящей статьи и следует заняться, рассмотрев вопрос о необходимости в 2019 году прохождения технического осмотра транспортного средства для приобретения страхового полиса ОСАГО. Нужен ли он, могут ли оштрафовать за его отсутствие? И чем этот вопрос регламентируется? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в данной статье.
Законодательство
Для того чтобы сразу снять с повестки несколько основных моментов следует обратиться к положениям части 2 статьи 15 «Федерального закона от 01.07.2011 N 170 "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"»:
2. Не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска, в отношении следующих транспортных средств;
1) легковые автомобили;
2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
3) прицепы и полуприцепы;
4) мототранспортные средства.
Как видно из вышеизложенного, если ваш автомобиль не старше 3-х лет, то для оформления полиса ОСАГО не требуется прохождение процедуры проверки технического состояния авто.
Исключение составляют лишь автомобили категории С, транспортные средства, использующиеся для учебной деятельности, специализированное ТС со спец.сигналами, легковое такси, автобусы. Порядок и периодичность технического осмотра для этих категорий устанавливается также статьёй 15 ФЗ №170.
Итак, принимая во внимание положение статьи 15, можно сделать однозначный вывод, что в 2019 году наличие пройденного технического осмотра с получением диагностической карты – это обязательное условие, без которого будет невозможно приобретение страхового полиса ОСАГО, за исключением обозначенных выше требований.
Диагностическая карта
Диагностическая карта – это документ, выдаваемый после успешного прохождения технического осмотра, содержащий заключение уполномоченного лица о том, соответствует ли проверяемое ТС установленным обязательным требованиям безопасности.
Согласно статье 19 ФЗ №170 диагностическая карта представляет собой документ строгой отчётности и оформляется он в трёх экземплярах. Два на бумажном носителе (один владельцу, другой остаётся у оператора с сохранением на 3 года) и один в электронном виде передаётся в автоматизированную информационную систему технического осмотра (со сроком хранения в 5 лет).
Кроме результирующего решения в ДК в обязательном порядке указывается:
- Индивидуальный номер;
- Срок действия;
- Подпись эксперта и печать аккредитованного оператора.
Законом не установлено обязательство постоянно иметь под рукой оригинал или копию ДК. По сути, вы вправе после получения просто выкинуть этот «листок бумаги», и никто не сможет предъявить вам какие-либо обоснованные претензии. Но делать этого не стоит, так как данные (номер и срок действия) ДК потребуются вам для оформления ОСАГО, что при личном посещение страховой компании, что при покупке полиса в электронном виде.
Кроме того, касательно E-ОСАГО часто возникают ситуации, когда страховая компания запрашивает скан диагностический карты, в следствие появления ошибки «Не прошел проверку РСА», что случается достаточно часто.
Частый вопрос
Многие начинающие водители, впервые сталкиваясь с необходимостью продления страхового полиса, попадают в сложную ситуацию, из которой законный выход знают далеко не все даже опытные автолюбители.
Предположим, что у некого гражданина «А» срок действия полиса ОСАГО истек 01.01.2019, а срок действия диагностической карты истекло ещё 31.12.2018 (даты случайны, приведены лишь для наглядности).
Гражданин «А» спохватился лишь 03.01.2019, что привело его в затруднительное положение. С одной стороны, без действующей ДК невозможно оформить страховку автомобиля, а с другой стороны, осуществлять управление ТС с просроченным ОСАГО незаконно. На первый взгляд может показаться, что ситуация патовая, но это далеко не так.
Решение максимальное простое – это снова обратиться к положениям действующего законодательства и дальше следовать букве закона.
Статья 10 Федерального закона N 40 от 25.04.2002 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» частью 3 указывает, что
Владелец транспортного средства вправе заключить договор обязательного страхования на не превышающий 20 дней срок при отсутствии диагностической карты (подпункт "е" пункт 3 статьи 15 ФЗ №40), в случае:
- а) приобретения транспортного средства (покупки, наследования, принятия в дар и тому подобного) для следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства до его регистрации обязан заключить договор обязательного страхования на один год.
- б) следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства.
Как видно законодатель предусмотрел и подобное развитие событий, а также регламентировал так называемый «перегон автомобиля». Но вопрос здесь в другом, и во многом он риторический: «Много ли водителей в данной ситуации пожелают потратить денежные средства на временный полис?».
В рамках обозначенного выше примера, гражданину «А» потребуется лишь посетить страховую компанию, оформить временный полис и проследовать к аккредитованному оператору для прохождения технического осмотра.
Могут ли оштрафовать
В настоящее время штраф за езду с просроченным техосмотром упрощён и выведен из Кодекса об Административных правонарушениях РФ, но это не распространяется на водителей специализированных автомобилей (полный перечень в ст.15 ФЗ №170), для них штраф составляет от 500 до 800 рублей.
Главное следует понимать, что езда с просроченным ТО – это, в первую очередь, небезопасно для самого водителя и перевозимых им пассажиров. Поэтому к вопросу прохождения технического осмотра, независимо от уровня знаний и умений вождения и устройства автомобиля, нужно подходить с чувством ответственности за себя и своих близких.
Заключение
Последнее чего следует коснуться в рамках рассматриваемой темы – это незаконное приобретение диагностической карты. Некоторые, мягко сказать не совсем честные операторы, могут пойти на уступки и выдать заключение о соответствии требованиям безопасности, для заведомо неисправного автомобиля, получив за свои услуги определённую сумму денежных средств. Даже если данный «трюк» пройдёт и вам удастся оформить полис ОСАГО, в итоге вы можете потерять намного больше, нежели приобрели на незаконной покупке «нужного заключения».
Во-первых, ответственность за выпуск положительной ДК к заведомому неисправному автомобилю, в случае если с его участием произойдёт дорожно-транспортное происшествия из-за технической неисправности, будет делегирована и на оператора, который халатно отнёсся к своим обязанностям. Штраф здесь достаточно солидный – это от 100.000 до 300.000 рублей.
Во-вторых, при определённых обстоятельствах возможно несение уголовной ответственности, как оператором, так и водителем/владельцем, которые участвовали в незаконном приобретении поддельной диагностической карты.
Стоит ли наличие уголовной судимости, потраченного времени на законное прохождение технического осмотра своего транспортного средства? Ещё один вопрос для размышления, ответ на который очевиден.